Cуворовское училище в Чугуеве

Суворовское училище в Чугуеве

Суворовское училище в Чугуеве

Согласно с постановлением Совета Народных Комисаров СССР и на основе директивы Генерального штаба Красной Армии от 27 сентября 1943 года началось формирование училища в городе Чугуев Харьковской области.Училищам, созданым в это тяжёлое время, было присвоенно имя великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, и училище получило своё первое название — Харьковское Суворовское военное училище. 24 ноября 1943 года училище получило грамоту Президиума Верховного Совета СССР о вручении ему Боевого Красного Знамени. Именно этот день стал Днём рождения училища.

Началось создание училища с поиска и ремонта здания. Шла Великая Отечественная война.Всё необходимое было в дефиците. Однако всё было сделано и найдено в очень сжатые сроки. В училище прибыло 50 офицеров, из них 28 были участниками бойевых действий, 16 имели государственные награды. Кроме офицеров в училище прибыли 64 сержанта и рядовых. 30 ноября 1943 года было закончено формирование училища.

1 декабря 1943 года начались занятия. 500 воспитаников в возрасте от 8 до14 лет сели за парты на первые занятия. 39 из них принимали участие в боях, а девятеро были награждены боевыми орденами и медалями.Из 500 воспитаников 57 были совсем не грамотными и только 3 закончили 6 классов. Личный состав училища жил вместе со страной, которая воевала. В Чугуеве училище было всего 4 года. За этот период не было ни наборов, ни выпусков.

В начале июля 1947 года училище было переведено в Киев и получило название «Киевское Суворовское военное училище». В 1947 году был проведён первый послевоенный набор воспитаников. А уже в 1948 году состоялся первый выпуск суворовцев. 23 августа этого же года выпускники училища приняли Воинскую Присягу и были направлены на учёбу в два пехотных и одно танковое училище. С этого времени училище выпускало 65-70 воспитаников, с 1961 года — 200,а с 1971 года — 300 воспитаников. Это было достойное пополнение военных училищ Вооружённых Сил.

В 1950 году был основан Почётный переходной приз Министерства Обороны СССР для нагрождения лучшего Суворовского училища, а в 1951 году этот приз был вручён Киевскому Суворовскому военному училищу. Весь личный состав училища получил благодарность от Министра Обороны, а для поощрения лучших командиров, преподавателей, служащих было выделено 50 тысяч рублей.

В 1955 году училище было реорганизовано в Киевское Суворовское офицерское училище. Выпускались «лейтенанты». Таких выпусков было только три. В 1958 году училищу было возвращено название — суворовское военное. В 1958 году срок обучения был увеличен на один год — с 6 до 7 лет,т.е. с 5 по 11 класс.В 1959 году началось изучение электрорадиотехники и средств связи, а с 1961года — авто-техники. В 1964 году училище было переведено с семилетнего на трёхлетний срок обучения, и начался приём юношей в возрасте 15-16 лет после окончания 8 классов. В 1969 году был введён двухлетний срок обучения.

В 1992 году согласно с постановлением Кабинета Министров Украины №490 и приказом Министра Обороны Украины №133 на базе Киевского Суворовского военного училища был создан Киевский военный лицей. С 1993 года введён трёхлетний срок обучения. 1 июня 1998 года лицею было присвоено имя активного участника освободительного движения за независимость Украины Ивана Богуна, и училище стало именоваться — Киевский военный лицей имени Ивана Богуна.

Согласно с постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1998 года №764 на базе Боярского центрального клинического санатория был создан учебно-оздоровительный комплекс Киевского военного лицея для предоставления учащимся 8-9 классов, общим количеством 250 человек, базового среднего образования и оздоровления лицеистов 10-11 классов Киевского военного лицея и лицеев с усиленной военно-физической подготовкой. Учебно- оздоровительный комплекс — это структурное подразделение Киевского военного лицея им. И.Богуна. 

В училище прибыло 50 офицеров, из них 28 были участниками боевых действий, 16 имели государственные награды. Кроме офицеров в училище прибыли 64 человека сержантов и рядовых. 30 ноября 1943 года было закончено формирование училища. Первым начальником училища был назначен гвардии генерал-майор П.А.Еремин, который в 1944 году переведен начальником Тверского суворовского училища.

С 1944 года училище возглавил генерал-майор А.М. Томашевский, награжденный орденом Ленина. Начальником учебной части был назначен гвардии полковник Л.С. Педан, закончивший Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена. Затем он в Винницком педагогическом институте вел курс политэкономии, после чего до войны работал в горкоме партии. На фронте Педан находился на должности комиссара дивизии.

Согласно «Положению о Суворовских военных училищах» и штатам начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.
В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались предметно-методические комиссии.

Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. Ее возглавлял начальник училища или начальник учебного отдела, В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем. В Харьковском СВУ общеобразовательные дисциплины преподавали: Макаров Александр Григорьевич – физика; Антипович Александр Григорьевич – география, майор Муратовский К.О. – русский язык и литература, Копачинская Т.О. – иностранный язык. Преподавали в училище также учителя местных школ: Солодовник Алексей Михайлович, Дьякова Надежда Ивановна, Юрченко Григорий Степанович и др. 

Контингент воспитанников первого набора 1943 года состоял не менее чем на 85% из числа детей погибших воинов нашей армии. Это были мальчики, испытавшие ужасы войны, пережившие бомбежки и артобстрелы, голод и холод военного лихолетья. Были ребята, на глазах которых фашисты расстреляли родителей и родственников.

В СВУ были приняты и сыны полков, принимавшие участие в боевых действиях, за что многие из них получили ордена и медали. В Харьковское училище были приняты 500 воспитанников в возрасте от 8 до 14 лет. 39 из них принимали участие в боях, а девятеро были награждены боевыми орденами и медалями. Из 500 воспитанников 57 были совсем не грамотными и только 3 закончили 6 классов. 
В числе первых в наше СВУ был принят Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии.

В это же училище прислали Сергея Николаева. Было ему тогда 12 лет. Родителей убили гитлеровцы. Находясь в партизанском отряде, Сергей заминировал дорогу и взорвал проезжавшую по ней вражескую машину, уничтожив 25 гитлеровцев.
С медалью «За оборону Сталинграда» пришел во второй класс Харьковского СВУ Петя Сорокин. В Сталинграде погибли его родители, сам он но мере сил помогал защитникам города, был ранен. 

В декабре 1943 года в училище был принят Володя Богданов, сын кадрового военнослужащего, прослужившего в Вооруженных Силах 30 лет, участника советско-финской и Великой Отечественной войн. 
В это же время в училище был принят Александр Ковтунов, который до этого находился в детдоме: отец воевал, а мать после ранения находилась на лечении.

Вот как вспоминают о своем прибытии в училище сами суворовцы: «Часть нас, мальчиков, прошедших карантин, одетых кто во что, с трудом построили в колонну трое офицеров и повели в городскую баню, где остригли «под Котовского» и отмыли с мылом. Многие из нас, малышей, чего греха таить, забыли, что такое мыло. Там же, в бане, нас переодели в новенькую суворовскую форму. Для многих те минуты переодевания были настоящим счастьем: ну-ка, после наших штопанных-перештопанных лохмотьев да надеть новенькое нижнее белье, а поверх него свежо пахнущую черную суконную гимнастерку и такие же брюки навыпуск с красными лампасами, шинель, черную шапку-ушанку с настоящей красной звездочкой, подпоясаться солдатским ремнем с красивой, блестящей бляхой!». 
Условия учебы в первые недели и месяцы были очень тяжелыми.

Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила, и воспитанники сидели за партами в шинелях и шапках. Спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками, когда гас свет. В этот период в училище не было в достаточном количестве парт, учебников и наглядных учебных пособий. Учебные приборы и различные плакаты изготавливались руками самих воспитанников под руководством офицеров и преподавателей.

Добавить комментарий