Выпускники 1967 года – 19-й выпуск

ПОПОВ Евгений Леонидович – полковник запаса, родился в 1949 г.

В 1960 году Киевское суворовское военное училище, равно как и все остальные СВУ страны, набор не производило. Поэтому в августе 1961 года набирали сразу два класса – 5-й и 6-й. Я закончил 5-й класс средней школы г.Каменец-Подольского и, не задумываясь, поехал поступать в СВУ. Решение быть суворовцем созрело задолго до этого, тем более, что мой брат в то время уже был суворовцем 8 класса ЛгСВУ (пограничное, расположенное в Петродворце).

Численность нашей роты превышала 120 человек, включая как только что поступивших, так и оставшихся на второй год от впереди идущего набора. За шесть лет учебы в училище по разным причинам мы потеряли более половины состава и до выпуска дошел только лишь 61 человек. Именно эти цифры говорят о самом главном: рота была боевая, отчаянная, несколько даже необузданная, причиняла много хлопот командованию училища и офицерам роты. Основными причинами отчислений были нарушения дисциплины, самоволки, драки в городе и т.п. Поэтому командиров рот нам меняли почти ежегодно. Всех даже не упомнить. Больше других запомнились Огородников, Григорьев, Улисков. Офицером-воспитателем в нашем 1-м взводе был м-р Голинский А.А.. Старшиной роты – бессменно Ясинский.

Успеваемость и спортивные показатели в роте были на высоте. В каждом взводе по несколько суворовцев были круглыми отличниками. Подавляющее большинство имело 1-е мужские разряды по различным видам спорта, включая даже парашютизм, верховую езду и мотокросс. Человек 6-7 были кандидатами в мастера спорта по гимнастике, пулевой стрельбе, боксу, борьбе, многоборью.

Жили дружно, не скучали.

Из нетрадиционных развлечений вспоминаются «хиросима», «печка» и «пасха».

«Хиросиму» и «печку» помнят многие.

По крику “хиросима”, который звучал только в выходные дни, когда половина училища была в увольнении, нужно было, сломя голову, мчаться в столовую и разрешалось хватать со столов все, что нравится. В дверях в столовую на втором этаже, когда туда рвалось одновременно человек 200-300 образовывалась дикая давка, но преодоление было приятным.

“Печка”– создавалась в холодное время на зарядке путем скучивания дрожащих, раздетых до пояса, тел. Становилось тепло.

“Пасха” – более утонченное действо. В день религиозной Пасхи перед тем, как идти на расположенное за стадионом в нашем саду кладбище, отлавливался суворовец этак 10-12 лет, которого затаскивали более старшие кадеты в свой класс, раскладывали на учительском столе, стаскивали брюки и красили чернилами яйца. После этого его сушили, а затем или сажали на шкаф, окружив со всех сторон перевернутыми стульями, или подвешивали за поясной ремень на крючок вешалки для шинелей. Что бы слезть со шкафа или отцепиться с вешалки требовалось время и сноровка.

В общем, все было как у остальных.

После КСВУ я окончил Киевское ВОКУ. Прослужил семь лет в глуши на Дальнем Востоке. Был командиром мотоциклетного взвода глубинной разведки, командиром разведывательной роты, офицером разведывательного отдела армии. В 1978 году поступил в академию. Через три года ее окончил и до увольнения в 2002 году проходил службу в Главном Управлении Генерального штаба. Имею два ордена, одиннадцать медалей, воинское звание “полковник” и классный чин “государственного советника юстиции 3-го класса”. Со своей супругой познакомился еще, будучи, суворовцем. Сын – выпускник 44-го, последнего, выпуска Киевского СВУ.

РУДЕНКО Анатолий Александрович – полковник запаса, родился 26 февраля 1949 г.

В 1964 году поступил в Киевское суворовское военное училище. Это был первый набор суворовцев в 9-й класс с трехгодичной программой обучения. Перед преподавательским составом, офицерами и старшинами училища стояла задача подготовить ребят в течение трех лет обучения не хуже ребят, которые учились в стенах училища в течение семи лет, особенно в изучении иностранного языка.

Командование училища с этой целью назначило командиром роты нового трехгодичного набора суворовцев майора В..Л. Авдеенко, командирами взводов опытных офицеров капитанов Крыжановского В.П.. , Олейникова Л.Т., Кручинина В.А.; старшиной роты был назначен один из лучших старшин рот училища, участник ВОВ, старшина сверхсрочной службы Белоконь А.И. За ротой был закреплен сильный педагогический состав училища. Нас учили заслуженные учителя Украины Макаренко А.Г.(физика), Работинский А.П. (математика), Мишин В.И. (обществоведение), отличники народного образования Украины Копачинская (Верещагина) Т.А.(немецкий язык), Виноградова С.С. (русский язык), Елина М.И. (история), Золотых Е.М. (биология, анатомия), Цуканов И.И. (химия), Пулло Н.Ю. (анлийский язык), Соколец И.М. (обществоведение), Боклан К.Д. (немецкий язык – военный перевод), Васильева А.П.(география), Блохин А.Д. (физкультура), Богдан И.Г. (физкультура). Большое спасибо и низкий поклон им до земли за знания, за воспитание, что дали мне.

Самые памятные эпизоды из жизни и учебы в КСВУ — это:

— весенние и осенние дневные и ночные парадные тренировки в течение месяца на аэродроме авиапредприятия Антонова и ночные тренировки на Крещатике, а также непосредственное участие в военных парадах (в 1965 году наш выпуск участвовал в трех парадах — 1 и (юбилейный) 9 мая и 7 ноября);

— замечательные, интересные ежегодные выезды в летний лагерь на месяц вблизи села Трушки Белоцеркоского района Киевской области. За срок обучения таких выезда было два. До сих пор перед глазами стоит прекрасный смешанный лес, недалеко дубовая роща, скалистый обрывистый и пологий песчаный берега живописной речки Рось, на противоположном крутом ее берегу окраина украинского села, глинобитная хата с ивняковой изгородью, фруктовым садом и огородом. Утренняя зарядка на берегу реки, заканчивающаяся купанием в обжигающей тело прохладной речке. Возвращение в палаточный лагерь с большим зарядом юношеской энергии. Посещение столовой-веранды под бой барабана или с песней.

— праздничные мероприятия в летнем лагере с переодеванием в летнюю выходную форму (в лагере мы носили полевую форму одежды) по случаю Торжественной вечерней Зари, спортивные соревнования, игры;

— марш-броски на 10 км с оружием и противогазом по пересеченной местности с преодолением бродов;

— несение службы в суточном наряде по лагерю, охрана всего расположения роты, ритуал вызова дежурных на линию;

— жизнь в лагерных палатках и просмотры кинофильмов в летнем кинотеатре под громовые раскаты пролетающих стратегических бомбардировщиков, заглушающих звук демонстрируемого фильма;

— занятия по военной подготовке: первый окоп, выполнение начального, 1-го и 3-го упражнений учебных стрельб из автомата днем и ночью на стрелковом стрельбище Великополовецкого учебного центра; зимние и весенние выезды на тактические занятия и учения в поля под Киевом;

— навсегда в памяти остались вторые завтраки, самые вкусные и самые ожидаемые в режиме распорядке дня суворовца.

После успешного окончания КСВУ продолжал с 1967 года по 1971 год военное образование в стенах Ульяновского гвардейского высшего танкового командного училища имени В.И. Ленина. В 1970 году был делегатом XVI съезда ВЛКСМ от Ульяновской областной комсомольской организации. Училище окончил с золотой медалью. Львиная доля в этом золоте – труд Учителей, офицеров-воспитателей и старшины роты КСВУ.

Лейтенантом начал службу в Киевском военном округе. С 1971 года по 1975 год служил в 309 гв. тяжелом танковом полку 41 гвардейской танковой дивизии 1-й гв. общевойсковой армии на должностях командир танкового взвода, командир танковой роты и начальника штаба танкового батальона – заместителя командира танкового батальона. В составе полка принимал участие в крупных учениях-маневрах «Весна-75», в тактико-исследовательском учении танкового полка с совершением марша на 1500 км, а также в освоении нескольких модификаций танка Т-64 (Т-64, Т-64А, Т-64АМ). Во время подготовки и совершения 1500 км марша мне пришлось дважды побывать в местах, связанных с учебой в КСВУ. Первый раз на автомобилях в составе рекогносцировочной группы для рекогносцировки и составления кроков маршрутов движения танков полка. На одном из суточных переходов маршрут движения танков намечался через село на крутом берегу реки Рось, по броду, в том месте, где 7-8 лет назад наш взвод суворовцев купался во время летнего лагерного выезда. Об этом я рассказал офицерам, находящимся в кузове ЗИЛ-131. Я уже знал, что летний лагерь КСВУ переместился в Черниговскую область, в Гончаровский окружной учебный центр. Проезжая мимо столь знакомых и дорогих мне мест, защемило сердце. Второй раз я побывал здесь проезжая на танке во главе танковой роты, в составе танкового полка. Через бывший летний лагерь КСВУ танковая рота проходила в первой половине дня, по моей команде механики-водители (они находились на прямой радиосвязи с командиром роты) беспрерывно сигналили, пока рота не подошла к селу Трушки. Хотя звук танковых сигналов глушился ревом и свистом работающих дизельных двигателей Т-64А, но он был услышан ротными батальона, в котором я служил, и они поддержали меня – весь второй танковый батальон проходил территорию летнего лагеря под непрерывный звук танковых сигналов. Спасибо моим сослуживцам, что таким образом поддержали добрую память о летнем лагере КСВУ, где мужали и получали азы военной подготовки суворовцы.

В последствии учеба на командном общевойсковом факультете Военной академии имени М.В. Фрунзе, служба в Центральной группе войск на должностях командира мотострелкового батальона, заместителя командира мотострелкового полка и командира мотострелкового полка.

После службы в войсках адъюнктура при Военной академии бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского, защита диссертации на соискание ученой степени кандидата военных наук, специальность «Оперативное искусство», преподавательская работа в академии на кафедре оперативное искусство. Затем переход на научную работу в должностях начальника научно-исследовательского управления, заместителя начальника Научного центра, главного научного сотрудника ЦНИИ.

В 1999 году уволился в запас.

В настоящее время работаю в Финансовой академии при Правительстве РФ на должности начальника отдела содействия занятости выпускников.

Добавить комментарий