Учеба в суворовском военном училище

Хотя СВУ появились только в 1943 году, слово «суворовец» существует в русском языке уже более ста лет. До революции, суворовцами называли себя кадеты Суворовского кадетского корпуса в Варшаве, основанного в 1899 году. Интересно, что они также носили красные погоны, на которых были нанесены литеры «Сув.» В эмиграции они основали своё объединение и выпускали журнал «Суворовцы» вплоть до 1970-х годов.

Киевское СВУ

По Киевскому СВУ с великим уважением вспоминаю начальника училища генерал-майора Кибардина Б.М., командира роты подполковника Лебедева Д.И., офицера воспитателя капитана Задорожного, старшину роты Ясинского И.И., преподавателя иностранного языка Тительман Г.Е., преподавателя математики майора Сулему Самойлова, преподавателя физики Шапиро А.И., преподавателя военного перевода полковника Караичева, преподавателя обществоведения Гришина, преподавателя физической подготовки Богдан И., кадетов: Комаристого А.С., Попова С.К., Попова Е.Л., Алексашина В.И., Орлюк А.Ф

svu_1
svu_2

В 1943 году среди первых открытых в СССР 11 суворовских училищ было — Харьковское суворовское военное училище: в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) и на основании директивы Генерального штаба Красной Армии от 27 сентября 1943 года началось формирование Харьковского Суворовского военного училища в городе Чугуеве, Харьковской области. Для училища было выделено лучшее здание города, расположенное на высоком берегу реки Северский Донец, на площади имени В. И. Ленина. Это трехэтажное здание, украшенное кирпичным узором, с башней в центральной части было построено ещё в XIX веке, как штаб Украинского округа военных поселений, в котором позднее, в 60-х годов ХІХ века по 1917 год, располагалось Чугуевское военное юнкерское училище. 20 сентября 1943 года в командование училищем вступил гвардии генерал-майор П. А. Еремин.

Согласно наряду Управления военно-учебных заведений Красной Армии, в период с 18 по 20 ноября 1943 года, в училище прибыло 415 воспитанников из Харьковской, Ворошиловградской, Воронежской, Курской, Тульской и Московской областей. На основании распоряжения начальника Генерального штаба ВС СССР №ОРГ/1/470677 от 17 мая 1947 года — 1 июля 1947 года училище передислоцировалось из города Чугуева Харьковской области в город Киев, в связи, с чем ему было присвоено новое наименование «Киевское суворовское военное училище». Училище разместилось в здании бывшего 2-го Киевского Краснознаменного училище самоходной артиллерии имени М. В. Фрунзе.

В соответствии с директивой Главного штаба Сухопутных войск №ОШ/5/1365488 от 28 апреля 1955 года Киевское суворовское военное училище с 1 августа 1955 года переформировано в Киевское суворовское офицерское училище. В соответствии с директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками №ОШ/1/267113 от 25 января 1958 года Киевское суворовское офицерское училище с 20 октября 1958 года снова переформировано в Киевское суворовское военное училище.

В 1992 году на основании Постановления Кабинета Министров Украины от 19 августа 1992 года на базе Киевского суворовского военного училища создан Киевский военный лицей имени Ивана Богуна.

svu_3
svu_4
svu_5
svu_7
svu_8svu_9
svu_10
svu_11

 Много раз участвовал в военных парадах Киевского гарнизона на Крещатике. Стал военным переводчиком по английскому языку. В училище совершил первый прыжок с парашютом — ПД 47. После этого решил, что «рожденный ползать летать не может» — показалось страшно. Однако военная судьба распорядилась по-своему.
Участие в регулярных встречах (замечательные душевные, радостные и памятные мероприятия) выпускников Киевского СВУ, которые остались после службы в Вооруженных Силах в Московском регионе.

Сдача выпускного экзамена но химии («Формула воды»).

Со мною в одном взводе учился один кадет (фамилию его называть не буду, чтобы, случайно его не обидеть). Он был замечательным спортсменом — боксером. Имел первый спортивный разряд. Был весьма перспективным в этом виде спорта. После окончания СВУ поступил в Донецкое политическое училище.
Видимо усердное занятие боксом выбило из его головного компьютера все файлы. Практически по всем предметам обучения он показывал весьма скромные знания.
Предстояла сдача выпускного экзамена по химии. Данный предмет вёл подполковник Досыч (имя запамятовал). Химию он, видимо, любил больше чем мать родную. Преподаватель был замечательный.
Как всегда (на всякий случай) взводом были подготовлены шпаргалки. Договорились, кто, как и кому их передаст эту «палочку — выручалочку» в классе. Курьер шпаргалки для этого «кадета — химика» положил шпаргалку себе в носок. На просьбу получателя он просто выдвинул к нему свою ногу и сказал: «Бери сам…». Такое предложение просто шокировало адресата. Однако и Досыч был так же бдительным.
Помучавшись над билетом, «химик» решил сам отвечать. Его пространная речь по содержанию билета произвела на преподавателя и других членов экзаменационной комиссии весьма угнетающее впечатление. На дополнительные вопросы, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, ответы были примерно такими же.
Окончательно потеряв самообладание Досыч спросил: «Товарищ суворовец, Вы любите химию?». Ответ: «Безмерно». Это несколько подняло настроение преподавателя. Вопрос: «У Вас, уважаемый суворовец, ко мне, как к преподавателю химии, претензии имеются»? Ответ: «Никаких». Ситуация улучшалась. Досыч задал основной вопрос: «Вы, случайно, не будете по выпуску поступать в училище химической защиты»? Ответ: «Я решил проявить себя на службе Родине в другом поприще».
Для того чтобы поставить отвечающему кадету удовлетворительную оценку и поправить свой престиж, Досыч задал основной вопрос: «Уважаемый суворовец, напишите, пожалуйста, на доске формулу воды». Проще вопроса, казалось бы, не может и быть.
Экзаменующийся суворовец повернулся лицом к кадетам, которые готовились к ответу. Из аудитории раздалось: «АШ два О». Обрадовавшись подсказке, отвечающий суворовец так и написал на доске (большими буквами) — АШ 2 О». Досыч упал под стол и затрясся в тихой истерике. Поняв, что что-то не так, кадет опять повернулся к аудитории. Ему сказали: «Сотри и пиши — Н 2 О». Он так и написал — Н 2 О (известную формулу воды).
Немного покряхтев под столом, Досыч поставил кадету в зачетке оценку «Удовлетворительно» и попросил экзаменующегося больше (хотя бы до выпуска из училища) ему на глаза больше не показываться…
С тех пор я называю формулу воды (в память о данном событии) — Н 2 О. На русском языке ведь это абсолютно правильно, а вот по химии…

Кадетские шалости…

В бытность мою суворовцем со мной вместе обучались два замечательных кадета (старшие товарищи). Надо сказать, силы они были необычайной. Уже перед окончанием Киевского суворовского училища у этих кадетов появилось некоторое весьма «спортивно — интеллектуальное» развлечение.
 Практически ежедневно эти два «бугая» (извините за фривольное сравнение) выходили к проспекту Леси Украинки, Печерский район, г. Киев, брали в скверике училища скамейку и несли её к забору. Это была не простая деревянная лавка, а парковая скамейка, у которой боковые скамеечные профили были изготовлены из чугуна и бетона. Весила она, даже не берусь сказать сколько. Эти два «мальчика» умудрялись переносить скамейку с завидной легкостью (сказывались успешные занятия по физической подготовке). Таким образом, они обеспечивали себе места в партере созданного искусственного «цирка», который сами потом и устраивали.
Напротив училища по проспекту проходят трамвайные пути. «Хрупкие» юноши — кадеты развлекались тем, что каждый из них брал по одной каменной вазе, которые стояли по бокам у входа в училище (каждая весила минимум килограммов сто пятьдесят). Затем они успешно ставили их на ближайшие трамвайные пути проспекта.
После этого «весельчаки» шли смотреть в свой «цирк», что будет дальше…
Водителей трамваев, к сожалению, при приеме на работу не тестируют на предмет поднятия тяжестей. Поэтому один водитель сам сделать что-либо с этими вазами не мог. Когда сзади и спереди собиралось до десяти трамваев, мужики-водители, на матерившись от души, шли ворочать данные «вазочки».
Вазы, сами по себе не очень большие. Взяться за них одновременно нескольким лицам очень неудобно. Вдвоем — втроем эту «вазу» сдвинуть с места не представлялось возможным. Друзья от души забавлялись, наблюдая такую замечательную картину (бесперспективную возню водителей трамваев). Ибо ничто так не завораживает внимание, как наблюдение за тем, как течет вода, горит огонь и… «работают» люди.
Наконец-то вазы — клумбы были с трудом сняты с проезжей части трамваев и отставлены в сторону. Пассажиры радостно занимали свои места в транспорте, и трамваи разъезжались.
Но не тут-то было. Наши друзья шли к трамвайным путям и снова водворяли эти каменные изделия (искусственные клумбы) на прежнее место.
Можно представить, что говорили «водилы», которые только пятнадцать минут назад, с грехом пополам утащили «эти долбаные горшки» в сторону, когда вновь обнаруживали их у себя на пути. Их «восторгу», видимо, не было предела…
Почувствовав что-то неладное «циркачи» повернулись назад. За ними спокойно стоял дежурный по училищу собственной персоной, с интересом наблюдая за происходящим. Данные шалости «гвардейцев» были, к великой радости водителей трамваев, пресечены лично начальником училища.

автор СОЛОНЕНКО ВИКТОР  ГРИГОРЬЕВИЧ
— выпускник Кв СВУ 1967года (19-й выпуск)

Добавить комментарий